Консультации для родителей

Плавание как средство закаливания детского организма

Закаливание детей должно быть одним из основных компонентов оздоровительной работы, так как организм нуждается в коррекции терморегуляционного аппарата, укреплении защитных организмов, повышении сопротивляемости, снижении чувствительности к низким температурам воздуха и воды. Одним из эффективных средств повышения устойчивости к температурным перепадам, лежащим в основе процесса закаливания, являются купание и плавание. Для детей оздоровительная роль плавания и купания особенно велика.
При систематических и правильно построенных занятиях, позволяющих
учитывать состояние здоровья и возраст ребенка, при наличии благоприятных
гигиенических условий, правильном медицинском контроле, плавание является значительно более мощным оздоровительным средством, по сравнению с другими оздоровительными процедурами. Как показали исследования, у детей, занимающихся плаванием, при соблюдении всех медико-педагогических рекомендаций, улучшения в состоянии здоровья отмечались уже через 4-6 месяцев после начала регулярных занятий. Поэтому в тех дошкольных учреждениях, где дети занимаются плаванием, оздоровительный эффект всего комплекса общеукрепляющих и лечебных взаимодействий существенно повышается. Врачебный контроль при проведении закаливания детей помимо динамических наблюдений за состоянием здоровья, должен предусматривать обеспечение благоприятных гигиенических условий, в которых осуществляются занятия по плаванию. Самого пристального внимания при проведении водных процедур, плавания заслуживают дошкольники, отличающиеся повышенной нервной возбудимостью и высокой чувствительностью кожи к воздействию температур воды. Гигиеническое воспитание.
Перед началом занятий по плаванию с детьми проводят специальные беседы. Им рассказывают о правилах личной гигиены, которые нужно соблюдать и при мытье под душем, и во время пребывания в воде, и после окончания занятий. Детей знакомят также с правилами поведения в бассейне, в раздевальных, душевых. Гигиеническое воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, оказывает положительное влияние на результаты многих видов их деятельности в дошкольном учреждении и дома.
Гигиеническое воспитание должно быть неотъемлемой частью воспитательно-оздоровительного процесса и осуществления всех форм физкультурно-оздоровительной работы. Гигиенические навыки особенно необходимы ребенку при подготовке к занятиям плаванием и в процессе обучения. При обучении плаванию у детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное к ним отношение, умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с использованием водных процедур. И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки - чистоплотность, аккуратность.  
   Сначала детей (младшая группа) приучают к выполнению простейших правил - мыть руки после всякого загрязнения, игры, прогулки, после пользования туалетом и перед едой. При посещении бассейна детей третьего года жизни нужно учить пользоваться индивидуальными туалетными принадлежностями: с помощью взрослых они должны уметь насухо вытираться, переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, необходимые для занятий в бассейне, не забывать их убирать и после окончания занятий. Необходимо продолжать формировать, закреплять и совершенствовать у детей навыки и умения самостоятельно раздеваться и одеваться, соблюдая определенную последовательность, аккуратно складывать или вешать свою одежду, ставить на место обувь. Нужно напоминать детям правила мытья под душем перед плаванием, помогать им в этом, учить их самостоятельно вытираться, сушить и расчесывать волосы.
В средней группе дети должны уметь уже без помощи взрослых мыться под душем, тщательно мыть наиболее потливые скрытые части тела особенно промежность. Следует добиваться от детей умения тщательно, в определенной  последовательности вытираться - сначала вытирать голову и лицо, затем шею, уши, руки, туловище, ноги.
В подготовительной к школе группе дети должны самостоятельно, осознанно выполнять все гигиенические правила как в повседневной жизни, так и на занятиях по плаванию. Дети 6-7 лет без напоминаний, но при контроле взрослых должны уметь правильно и быстро раздеваться и одеваться, аккуратно складывать вещи, ставить на место вещи, ставить на место обувь, замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, в одежде и помогать в этом товарищу. Особенно важно, чтобы окружающие детей взрослые сами были чистоплотными, понимали значение гигиены для здоровья. Важно также и то, чтобы гигиенические навыки закреплялись в семье, а для этого и в детском саду, и в семье к детям должны предъявляться единые требования.

 
 
свернуть

Катание на велосипеде: методика обучения, полезные советы

(консультация для родителей и воспитателей)

Обучение езде на велосипеде организуется во время утренней и вечерней прогулки на участке весной и летом. Прежде всего детей знакомят с правилами езды на велосипеде:

 ‑ ездить по дорожкам можно только в одном направлении, держась правой стороны; помимо выделенной дорожки выезжать на велосипеде никуда нельзя;

 ‑ ездить нужно осторожно, чтобы никого не столкнуть; если случайно на дорожке встретится кто-нибудь из детей или взрослых, его надо объехать;  ‑ при катании на велосипедах по дорожке никто из детей не должен выходить на нее и не пересекать ее.

Сначала обучают детей езде на трехколесном велосипеде. Обучение езде на трехколесном велосипеде начинают с двухлетнего возраста. Сначала детей знакомят с велосипедом и правилами езды на нем. Затем учат садиться па велосипед и сходить с него. Детям объясняют, что нужно подойти с левой стороны, взяться за ручки руля руками, правую ногу, слегка согнутую в колене, перенести (занести) сзади или спереди сиденья (через седло) и поставить на правую педаль. Можно сесть на велосипед и другим способом: перенести правую йогу через седло и поставить на землю, сесть на седло и поставить ноги на педали.

    Детей учат ездить на велосипеде по прямой, а потом с поворотами направо, налево. При поворотах направо руль нужно повернуть в ту же сторону. В дальнейшем следует научить детей ездить по кругу, змейкой, делать поворот кругом и выполнять различные задания (позвонить в колокольчик, снять подвешенную ленту и т. д.), ездить с ускорением на скорость, ездить по слегка неровной местности.

Обучение езде на двухколесном велосипеде начинают с четырехлетнего возраста. Если дети умеют ездить на трехколесном велосипеде и имеют хорошую общую физическую подготовленность, обучение идет быстрее. Труднее осваивают езду на велосипеде дети, у которых слабо развито равновесие, которые нерешительны, боятся упасть, а также дети с недостаточной координацией движений.

    Целесообразно сначала обучать детей более смелых: они своим примером положительно повлияют на сверстников, и, кроме того, их можно в дальнейшем привлекать к помощи при обучении других детей. Обучение езде на двухколесном велосипеде в детском саду проводится в индивидуальном порядке. К этому следует привлекать и родителей, познакомив их с методикой обучения. Овладение навыками езды па велосипеде в семье позволит более полноценно использовать данный вид движения в детском саду. Сначала детей знакомят с велосипедом: объясняют его устройство, назначение частей и технику передвижения.

Последовательность обучения:

 ‑ ведение велосипеда в прямом направлении (без посадки на него), с поворотами направо, налево, кругом, ведение его по кругу, змейкой, езда по прямой с поворотами: направо, налево при поддержке взрослого. Разнообразные упражнения с вождением велосипеда, проводимые в течение нескольких занятий, формируют у детей навыки и качества, которые необходимы им для езды на велосипеде

 ‑ посадка на велосипед и слезание с него; езда на велосипеде самостоятельно по прямой, с поворотами направо, налево, кругом, езда по кругу, змейкой, езда с дополнительными заданиями. Детям показывают и объясняют, что при езде па велосипеде сидеть надо прямо, непринужденно (не напряженно), слегка наклоняясь вперед (не сутулясь), руль держать без напряжения, смотреть вперед на дорожку, выбирая себе путь.

Взрослый берется левой рукой за левую ручку руля, правой рукой держит седло сзади и передвигает велосипед по прямой, а ребенку предлагает равномерно нажимать па педали передней частью ступни и активно передвигать велосипед. Чтобы научить детей устойчиво сидеть на велосипеде вовремя движения и сохранять равновесие на качающейся опоре, воспитатель, держась за ручку руля и сзади за седло, производит раскачивание велосипеда то вправо, то влево. Ребенок, преодолевая боязнь, старается хорошо держаться за руль и приучается сохранять равновесие. Это упражнение помогает быстрее научиться сохранять равновесие в движении.

 ‑ выполнение поворотов направо, налево: ребенок должен правильно сидеть, сохраняя равновесие, одновременно выполнять движения ногами, держаться за руль руками, наклоняя туловище в сторону поворота. Перед поворотами направо следует выехать к левому краю дорожки и постепенно поворачивать руль направо, перед поворотом налево выехать к правому краю дорожки и постепенно поворачивать руль налево. При выполнении ребенком поворотов взрослый в начале обучения подсказывает ему, как надо повернуть руль.   

 ‑ сход с велосипеда. Чтобы сойти с велосипеда, прекращают вращение педалей и замедляют ход; когда скорость почти угаснет, наклоняют его в ту сторону, в которую хотят сойти, и, опершись одной ногой о землю, переносят другую ногу через раму или седло. Тормозить следует плавно, без резких толчков. До тех пор пока ребенок не приобрел твердых навыков езды на велосипеде по прямой, с поворотами направо, налево, взрослому необходимо все время обеспечивать страховку. В дальнейшем обучают детей езде на велосипеде с поворотом кругом, езде по кругу, змейкой. Кроме того, даются различные задания: ударить в подвешенный колокольчик, снять подвешенную ленту, управлять велосипедом одной рукой и без рук, подниматься на пологую горку и спускаться с нее и др.

Опыт показывает, что у смелых, настойчивых детей с хорошей физической подготовленностью, образуются умения езды на велосипеде за 6—8 ежедневных занятий. Для более робких детей, а также для детей с недостаточно развитым чувством равновесия нужно для этого 12—15 дней. В дальнейшем необходимо, чтобы дети закрепляли навыки езды на велосипеде как в детском саду, так и в домашних условиях.

 

Как правильно выбрать велосипед для дошкольника

( советы родителям)

До 2 лет

Единственный приемлемый вариант велосипеда в таком нежном возрасте — трехколесный велосипед с крупными колесами и обязательно высокой и прочной ручкой для того, чтобы взрослый мог катить конструкцию с сидящим на ней ребенком. У такого велосипеда должен присутствовать фиксатор — крепкое перильце-бортик, которое поднимается и опускается, а в идеале еще и ремни безопасности, чтобы можно было пристегнуть малыша. Велосипед должен иметь подставки для ножек — маленькие детки еще не умеют крутить педали. Дополнительные «гаджеты»:

тент, защищающий от солнца;

«веселенькая» передняя панель (с клаксоном, кнопочками, лампочками и прочими интересными ребенку приспособлениями);

фиксатор для переднего колеса, позволяющий крутить педали, не двигаясь с места;

сумочка или поддон для игрушек; подставка для стаканчика.

Трехколесный велосипед должен быть достаточно устойчивым и достаточно легким.

С 2 до 4 лет

Лучше всего продолжать ездить на трехколесном велосипеде. Это может быть избавленная от лишних частей старая «машина» — от велосипеда отстегивается ремень безопасности, отвинчиваются ручка, тент и подставка для ног. Можно купить более серьезный трехколесный велосипед. К нему особые требования: такой «железный конь» должен быть с большими устойчивыми колесами и ограничителем руля (катающегося ребенка часто «заносит» на поворотах и велосипед может перевернуться, если руль недостаточно зафиксирован), при этом умеренно легким, чтобы ребенок мог вращать педали без особых усилий и вам не было трудно таскать велосипед за малышом. Сиденье не должно быть скользким и лучше всего, если поначалу оно будет опущено на минимум. Очень актуальной становится сумка для игрушек.

С 4 до 7 лет

В этом возрасте уже можно начинать кататься на двухколесных велосипедах —, но пока с двумя дополнительными колесиками-стабилизаторами. Расстояние между рамой и промежностью должно составлять не менее 10 сантиметров, лучше всего приобретать велосипед с низкой рамой. Объясните ребенку, как правильно падать — сгруппировавшись всем телом, набок.

Двухколесные велосипеды имеют два вида тормозов:

ручной тормоз — для его использования требуется довольно серьезное усилие рук;

ножной тормоз — «прокрутка» колес назад останавливает велосипед.

Большинство детей в пять лет уже могут тормозить с помощью ножного тормоза. Переключатель скоростей в таком возрасте — ненужное приспособление.

Педали лучше всего выбирать металлические, колеса — из плотной цельной резины, которую не надо надувать. Велосипед также должен иметь опцию регулирования высоты сидения и руля — тогда он прослужит много лет.

Полезные советы

Несколько советов, универсально полезных при покупке велосипеда для ребенка любого возраста:

 - посетите магазин вместе с ребенком — подбирайте модель и степень устойчивости под его рост и комплекцию;

 - хороший велосипед не может и не должен стоить слишком дешево;

 - покупайте велосипед в специализированных магазинах или интернет-магазинах, избегайте рынков и супермаркетов;

 - избегайте дешевых китайских велосипедов — детали от них начинают отваливаться уже после первой прогулки, такие изделия могут быть просто опасны для вашего ребенка.

 

 

Учим ребенка кататься на велосипеде: советы родителям

 

Чем раньше ваш ребенок «сядет за руль», тем лучше! Уже в двухлетнем возрасте малышу вполне по силам крутить педали трехколесного велосипеда, и это станет для него привычным и естественным.

 - Скоро ребенок сможет пересесть на нового «железного коня» - двухколесный велосипед с двумя боковыми колесиками. Хорошо, если страховочные колесики расположены немного выше, чем основные - тогда они только уберегают от падения и не помешают постепенно учиться держать равновесие.

 - Обязательно постарайтесь отрегулировать высоту и угол наклона сиденья - оно не должно давить, а носочками ребенок должен доставать до пола.

 - Спустя какое-то время можно приступать к самому ответственному этапу - учить ребенка кататься на двухколесном велосипеде. Если вы задались этим вопросом, только когда ребенку исполнилось 5-6 лет или больше, начинать придется именно с этого волнительного процесса.

 -  Очень важно с самого начала позаботиться о безопасности. На Западе принято надевать на детей налокотники и наколенники, а также шлем, но для Беларуси они по-прежнему непривычны, и ребенка могут засмеять сверстники. Так что, ориентируйтесь по ситуации.

 - От ссадин могут уберечь курточка из плотной ткани и брюки. Обратите внимание, что велосипедная цепь может «зажевать» слишком широкие штанины, и вообще лучше, если цепь закрыта специальным кожухом.

 - Выбирая место для катания, позаботьтесь, чтобы поблизости никогда не было машин, но было достаточно открытого пространства, чтобы юный велосипедист не потерпел аварию.

 - Через какое-то время ребенок почувствует уверенность и «пустится в свободное плавание», и до этого момента нужно объяснить, в каких местах кататься не следует.

 - На первых порах вам придется побегать рядом и придерживать велосипед, чтобы ребенок не упал. При этом лучше держать не за руль - для начала нужно попросить ребенка, чтобы он крепко держал его и не поворачивал - а сзади за сиденье.

 

Полезным может оказаться трюк с привязанной к основанию сиденья веревкой (толстой проволокой, скакалкой), которую вы будете натягивать, только когда велосипед станет терять равновесие.

 - Здесь все зависит от вашей ловкости, поэтому трезво оцените свои способности, и если не уверены, просто придерживайте велосипед рукой за сиденье или за задний багажник, если он есть.

 - Задачу можно считать выполненной, когда ребенок способен самостоятельно проехать 15-20 метров - дальше он будет только набираться уверенности и постепенно научится всему остальному!

Н.Э. Власенко

свернуть

Использование спортивного инвентаря и оборудования в организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе

Воспитание тяги к физкультуре и спорту должно начинаться с раннего детства, а ежедневные гимнастические упражнения должны войти в привычку. Физкультура и спорт помогают справиться с умственными и моральными нагрузками, а учитывая сегодняшнюю загруженность наших детей, становится просто необходимым привлекать детей к спорту с детства.

При достаточной хорошо продуманной двигательной активности тренируются мышцы, система кровообращения, сила,выносливость. Физические упражнения на свежем воздухе не только тренируют мышечный аппарат ребенка, но и насыщают органы и ткани кислородом, что в свою очередь снимает напряжение, успокаивает.

В процессе оздоровительной прогулки с детьми следует применять простейшее гимнастическое оборудование, с которым дети могут заниматься как организованно, так и самостоятельно.

 

Скакалка длинная и короткая

 

Такой спортивный инвентарь доступен каждому. Конечно, скакалка больше знакома девочкам, но мальчикам этот предмет будет не менее полезен. Перед тем как купить скакалку убедитесь, что она подойдёт ребёнку, для этого попросите его встать в центр скакалки, при этом ручки скакалки должны находиться на уровне груди ребенка. Слишком маленькая скакалка, как и слишком большая, практически бесполезна. Любые прыжковые упражнения связаны с кратковременными, но сильными мышечными напряжениями. Это развивает выносливость и даже укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную систему.

 

Если хочешь быть умелым,

Ловким, быстрым,

Сильным, смелым,

Научись любить скакалки,

Вожжи, обручи и палки. 

 

Использование: прыжки через короткую скакалку разными способами (на двух ногах, с ноги на ногу), прыжки чрез длинную скакалку по одному, парами; используется для игр, соревнований.

 

Мяч

 

Вот что любят дети всех возрастов. Мяч ставится одной из самых любимых игрушек, когда малыш ещё только ползает или делает первые шаги. Мячи могут быть самыми разными, как спортивными, так и игровыми. Спортивные мячи предназначаются для различных коллективных игр. Для маленького ребёнка лучше подобрать простой лёгкий мяч. С мячом можно играть, бегать и заниматься самыми разнообразными спортивными упражнениями.

 

Мячи среднего диаметра

Не обижен, а надут,

 Его по полю ведут.

 А ударят - нипочем,

Не угнаться за мячом.

 

Использование: перекатывание мячей воспитателю, друг другу, под дугу, в ворота из положения стоя и сидя; передача мяча друг другу снизу, из-за головы и ловля его, передача через шнур, натянутый на уровне груди ребенка; подбрасывание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками, одной рукой, с хлопками, поворотами; отбивание мяча о землю правой и левой рукой на месте, с продвижением вперед шагом; ходьба по скамейке, прокатывая мяч двумя руками перед собой, перешагивая мячи, прокатывание мяча головой на четвереньках; прокатывание мяча одной ногой между предметами.

Мячи малые

Никогда не унывай,

В цель мячами попадай!

Вот здоровья в чем секрет-

Будь здоров! Физкульт - привет!

 

Использование: используются во время выполнения общеразвивающих упражнений, прокатывание друг другу, между предметами, в воротца; метание на дальность правой и левой руками, в горизонтальную цель, в вертикальную цель.

 

Кегли (набор)

По аллее ходят кони,

Вот они как на ладони.

И упитанные, и воспитанные.

Дрессировщик скажет: «Оп!» -

Кони сразу же в галоп.

 

Использование: при разметке спортивной площадки для ходьбы и бега змейкой, прыжки, прокатывание мяча одной ногой, для спортивных игр

(н-р: городок), при ограничении пространства (н-р: ворота, домик).

 

Кольцебросы

Дети вышли по порядку

На активную зарядку.

Пометать на кольцеброс

Захотелось им всерьез.

 

Использование: при метании колец на стержень. Развитие: развивает глазомер, точность, ловкость движений.

 

Лента короткая

Плавно руками, дети, помашем,

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, мы тоже покажем,

Крылышки сложим назад.

Использование: для общеразвивающих упражнений и подвижных игр.

 

Набивные мешочки

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так,

Головой своей крутили.

 

Использование: ползание на четвереньках с мешочком на голове, на спине, ходьба с мешочком на голове, метание на дальность, в горизонтальную цель, в вертикальную цель, прыжки с продвижением вперед с мешочком между колен.

 

Мишени

По плечу победа  смелым,

Ждет того большой успех,

Кто, не дрогнув, если нужно,

Вступят в бой один за всех.

 

Использование: метание предметов в вертикальную цель с расстояния из разных положений (стоя, стоя на коле нях, сидя). Развитие: развивает глазомер, точность, лов кость движений.

 

Дуга малая, дуга большая

Вот дан старт,

Вперед, друзья!

Отставать никак нельзя!

 

Использование: влезание под дугу прямо, правым и левым боком вперед, ползание на четвереньках, прокатывая мяч головой под дугой, прокатывание мяча друг другу через воротца (дугу).

 

Обруч малый, обруч большой

 

Чтоб ногам работу дать,

Будем дружно приседать.

Взял Сережа обруч свой,

Держит обруч за спиной.

 

 Использование: влезание в обруч разными способа ми: прямо, правым и левым боком вперед, прыжки из обруча в обруч, прыжки через большой обруч (как через скакалку), малые обручи для общеразвивающих упражнений, для различных игр и соревнований.

 

Палка гимнастическая

Подравнялись.

Посмотрели через левое плечо,

Через правое еще.

Ровненько стоим,

За осанкою следим.     

 

Использование: используется для выполнения общеразвивающих упражнений, прыжки с продвижением вперед через несколько палок.

 

Щит баскетбольный навесной с корзиной

Внимание! Внимание!

И вот опять задание.

 «Брось в корзину мячик!»

Услышал в поле мальчик.

Использование: бросок  мяча в кольцо.

 

Флажки

Встанем смирно; без движения.

Начинаем упражнения:

Руки вверх подняли - раз,

Выше носа, выше глаз

Упражнение второе-

Положение рук иное

 

Использование:при выполнении общеразвивающих упражнений на занятиях, в подвижных играх и на соревнованиях.

 

Н.Э. Власенко,

кандидат педагогических наук,

руководитель физического воспитания высшей категории

свернуть

Как преодолеть чувство страха воды?

Случается, что дети так боятся воды, что даже купание в ванной становится проблемой для их родителей. Это одна из форм человеческих страхов - водобоязнь. 

Причины возникновения водобоязни бывают разными: кто-то неожиданно упал в воду, кого-то искупали в слишком холодной или слишком горячей воде. У впечатлительных детей водобоязнь может возникнуть даже после прочтения книги или просмотра фильма о бедствиях на воде. Кто-то боится воды меньше, кто-то больше, поэтому не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, которые ведут себя смелее.

Помните, что малыш — индивидуальность, а значит не такой, как все! Он чем-то лучше, а в чем-то хуже других. Вы же все равно его любите, правда? Не раздражайтесь и не стыдите его. Он может внушить себе, что неумение плавать и боязнь воды — его личные изъяны, а не просто преходящее состояние. Поэтому лучше поддержите ребенка, скажите ему, что многие смелые люди побаивались воды. И это нормально. Детям с водобоязнью очень неприятно, когда вода попадает на лицо и особенно в глаза. А при купании от давления воды у них возникает скованность движений, панический страх перед глубиной. Чтобы облегчить состояние таких малышей, уроки плавания в детском саду с такими детьми проводятся не в назидательной, а в развлекательной форме. Им важно не столько обучиться разным стилям плавания, сколько познакомиться со свойствами воды, с условиями плавучести и равновесия своего тела. Упражнения, направленные на это, помогут им ориентироваться в воде и избавиться от чувства страха.

Как помочь преодолеть чувство страха у ребенка?

  • Приучать ребенка к воде нужно с помощью собственного примера. Дети всегда безгранично доверяют родителям.
  • Как можно больше играйте с малышом в воде. Положительные эмоции – наши главные помощники!
  • Если кроха боится опускать лицо в воду, купите очки для плавания.
  • Никогда не заставляйте ребенка делать что-либо в воде силой. Не давите на него.
  • Ни в коем случае не бросайте ребенка в воду. Мол, захочешь выжить – поплывешь. Он еще больше будет бояться воды и потеряет веру в родителей.
  • Никогда не смейтесь над страхами малыша.
  • Никогда не сравнивайте его с другими детьми, которые лучше плавают. У ребенка возникнет комплекс неполноценности.
  • Не рассказывайте другим при ребенке о его страхах и опасениях
  • Не обучайте техники плавания ребенка, пока ему не исполнится 6 лет. Купайтесь вместе с ним, играйте, резвитесь, плескайтесь, а обучение доверьте специалисту.

Самое главное – будьте терпеливы! Со временем ваш ребенок обязательно победит свои страхи, привыкнет к воде и начнет получать удовольствие от плавания. Раньше или позже – не имеет значения. Главное – результат. Убедите ребенка, что Вы верите в него, и тогда у него обязательно всё получится!

 

Подготовили: руководитель физического воспитания Данилик Ю.С.

   педагог-психолог Вайтонис А.В.

свернуть

Спортивные игры и упражнения в жизни детей

 Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов детей. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы игры, которые проводятся по упрощенным правилам.

Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.  Чем богаче сенсомоторный опыт ребенка, тем легче формируются его двигательные навыки. Этот опыт успешно приобретается при выполнении специально подобранных, методически правильно организованных физических упражнений. Оказывается, что одним из удачных в этом смысле упражнений являются упражнения и игры с мячом – элементы баскетбола, футбола, волейбола и тенниса. Мяч имеет форму шара. Никакое другое тело не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, которое дает полноту ощущения формы. Шар оптимально задействует все анализаторы – двигательный, вестибулярный, зрительный, тактильный, что усиливает эффект положительного воздействия на совершенствование точных движений рук и пальцев, психическое состояние ребенка и его физиологические функции.

Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль мышечной радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма. Кроме этого, спортивные игры упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадминтониста или теннисиста), «городки», «кегли», «бита» и др.

Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.

В существующих современных программах воспитания детей, реализуемых сегодня педагогами дошкольных учреждений, перечислены спортивные игры и спортивные упражнения, которые могут быть включены в двигательный режим детского сада. Это футбол, баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон.

При этом следует помнить о строгом контроле за самочувствием детей и учитывать противопоказания при использовании отдельных видов движений. Например, детям, имеющим плоскостопие, не следует увлекаться ездой на велосипеде, детям с нарушением зрения противопоказан настольный теннис и т. д.

Качество организации и проведения спортивных игр и упражнений - от выбора до её окончания- зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми. Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

Езда на самокате.

рис 3Езда на самокате – упражнение, привлекательное для дошкольников. Ребенок осваивает движения также под руководством и контролем взрослого.

Ребята должны отталкиваться попеременно как правой, так и левой ногой; катиться, поставив обе ноги на платформу. Важно, чтобы самокат был по росту ребенка, чтобы не создавались неблагоприятные условия для нарушения осанки, искривления позвоночника.

Катание на велосипеде.

рис 2

Катанию на двухколесном велосипеде можно обучать детей с 3-4 лет, научив прежде кататься на трехколесном велосипеде. Эта работа проводится на асфальтовом покрытии в теплое время года. Катание на велосипеде оказывает сильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног стопы. У детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.

 

Бадминтон. 

рис 1

Бадминтон (мяч с перьями) — спортивная игра с воланом и ракетками. Цель игры — не допустить падения волана на своей площадке и приземлять его на стороне противника. Простота правил, возможность играть на любой небольшой площадке,  лужайке, пляже и т.п. делают бадминтон широкодоступной игрой. До проведения игры ребенка учат правильно держать ракетку: её держат в правой руке так, чтобы конец ручки упирался в основание ладони, большой палец слегка вытянут вперед и упирается в ручку ракетки. Ребенок упражняется в отбивании волана. Он левой рукой подбрасывает волан перед собой и отбивает его ракеткой вверх, не давая ему упасть.  Перечислим преимущества, которые дает увлечение бадминтоном: 

  • Тренируются мышцы глаз  Игроку постоянно надо фокусироваться на подвижном объекте. Волан постоянно двигается по разным траекториям, что заставляет глазные мышцы работать активнее.
  • Развивается моторика и реакция  Бадминтон учит быстро реагировать на движение волана и чувствовать ракетку продолжением своей руки.
  • Уравновешивается психическое состояние организма  Удары ракеткой по волану способствуют уменьшению концентрации негативной энергии в организме. 

Футбол.

рис

Футбо́л (от англ. foot — ступня, ball — мяч) — командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире

Какова польза от футбола:

  • Развивает общую физическую форму
  • Формирует командный дух и взаимовыручку 

 

Волейбол.

Волейбол. (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо чтобы игрок защищающейся команды допустил ошибку.

Польза волейбола:

  • Регулярная игра в волейбол оказывает закаливающее действие на организм, повышает выносливость организма.
  • Укрепляет сердечно-сосудистую систему и улучшает кровообращение.
  • Положительно влияет на дыхательную систему.
  • Разнообразие движений и переменная интенсивность нагрузки при занятиях волейболом тренирует практически все группы мышц.
  • Волейбол укрепляет опорно-двигательный аппарат, улучшает подвижность суставов.
  • Тренирует мышцы глаз, расширяет поле зрения.
  • Волейбол положительно влияет на нервную систему, улучшает настроение, помогает бороться со стрессами и депрессиями.
  • Волейбол тренирует ловкость, точность движений, подвижность и гибкость.
  • Занятия волейболом развивают у детей и взрослых такие качества как трудолюбие, смелость, упорство, настойчивость, дисциплинированность и умение быстро реагировать на изменение ситуации.
  • Помогают человеку преодолеть комплексы, раскрепоститься, найти общий язык сверстникам и людям разных поколений.
  • Волейбол и другие командные виды спорта воспитывают чувство ответственности перед коллективом, умение работать в команде и доверять окружающим.
  • Развивают привычку регулярно заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

Польза волейбола для детей:

Вышеперечисленное воздействие волейбола относится и к влиянию на детский организм. Кроме этого, эта игра обучает необходимым двигательным навыкам, воспитывает морально-волевые качества, способствует правильному физическому и психологическому развитию ребенка.

Противопоказания к занятиям волейболом:

Волейболом, а также футболом и баскетболом, противопоказано заниматься людям с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта. При наличии таковых недугов или других серьезных болезней перед занятиями волейболом обязательно проконсультируйтесь с врачом

Баскетбол.

рис 4

Баскетбол. (англ. basket — корзина, ball — мяч) — спортивная командная игра с мячом.

В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков (всего в каждой команде по 12 человек, замены не ограничены). Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде завладеть мячом и забросить его в свою корзину

Баскетбол — это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре.

           

Польза баскетбола для детей:

  • Баскетбол, как любой командный вид спорта, требующий постоянной отдачи от каждого игрока, в первую очередь, позволяет развить выносливость.
  • Другие качества, необходимые для успешной игры, – хорошая координация движений, гибкость, подвижность и прыгучесть.
  • Кроме того, баскетбол – отличная школа для обучения взаимодействия в команде. Успешность игры зависит не только от развитого глазомера игроков, но и от умения понимать намерения и тактику других членов команды.
  • Не последнюю роль играет способность мгновенно принимать решения, учитывая игровую ситуацию.

Все эти качества пригодятся для работы в коллективе.

Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям. В природных условиях движения детей становятся более естественными, непринужденными. По мере совершенствования двигательных движений растет и интерес ребят к ним.

В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе в значительной степени зависит от правильной организации их деятельности, от создания необходимых условий для физических упражнений, веселых игр и развлечений. Зима дарит детям особенные радости, забавы на снегу, на льду.

Ледяные дорожки.

Скольжение по ледяным дорожкам – один самых доступных видов спортивной деятельности. Игры и упражнения на ледяных дорожках – эффективное средство, стимулирующее двигательную активность, улучшающее состояние здоровья и общую физическую подготовленность. Прежде всего благотворные изменения происходят в развитии органов дыхания. Ребенок, двигаясь по ледяной дорожке, многократно повторяет одни и те же движения в определенной последовательности. Постоянно чередуются напряжения и расслабления мышц ног, что положительно влияет на укрепление свода стопы. Упражнения на ледяных дорожках интересны детям, развивают у них чувство равновесия при скольжении, умение управлять своим телом во время движений. Начать обучение катанию по ледяным дорожкам можно держась за руку взрослого. Когда ребенок будет чувствовать себя на льду более уверенно, можно приступать к усложнениям.

Упражнения: 

1.Проехать, удерживая равновесие с разными положениями рук.

2.Проехать с приседанием в конце дорожки.

3.Проехать боком.

4.Проехать в приседе с выпрямлением в конце дорожки.

        Катание на санках.

рис 5

 Катание на санках – занятие не только приятное и любимое детьми всех возрастов, но еще и полезное. Ведь, как известно, любишь кататься – люби и саночки возить. Такая зарядка на свежем морозном воздухе – хорошая тренировка мышечной и дыхательной систем. А съезжая с крутой горки, ребенок не только получает заряд веселья и хорошего настроения, но и учиться преодолевать страх, а значит воспитывает характр.

 

Упражнения:

1.Проехать лежа на животе, отталкиваясь ногами.

2.Проехать лежа на животе, отталкиваясь руками.

3.Проехать боком, отталкиваясь ногами.

4.Проехать между предметами, отталкиваясь ногами.

5.Спуск с горы.

Катание на лыжах.

Трудно найти в зимний период более полезные физические упражнения, чем ходьба на лыжах. Ходьба на лыжах вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме ребенка, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, помогает упражнять в балансировании тела и быстром беге, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод – прекрасный возбудитель мышц и средство закаливания, поскольку движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную работу легких. Лыжные занятия способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка.

Упражнения:

1.Ступающий шаг.

2.Скользящий шаг.

3.Попеременный двушажный шаг.

4.Поворы на месте.

5.Повороты в движении.

6.Подъем на горку прямо.

7.Подъем на горку лесенкой.

8.Спуск с горки.

Хоккей.

рис 8          рис 7

Хоккей является эффективным средством, стимулирующим двигательную активность, улучшающим состояние здоровья и общую физическую подготовленность.

            

Упражнения:

1.Ведение шайбы клюшкой, не отрывая ее от шайбы.

2.Прокатывание шайбы клюшкой друг другу, задерживая ее.

3.Ведение шайбы клюшкой вокруг предметов и между ними.

4.Попадание шайбой в ворота, ударяя по ней с места и после ведения.

 

Спортивные игры для малышей

Для маленьких детей любые физические упражнения должны в первую очередь быть игрой и уже потом физкультурой. Спортивные игры хорошо проводить тогда, когда желающих имеется достаточное количество или хотя бы сами родители должны составить своему маленькому спортсмену компанию. Если ребёнку около 3 лет спортивные игры должны быть с максимально лёгким сюжетом. Например, несколько детей изображают маленьких птичек, а взрослый большого кота, который хочет их поймать. Дети сначала играют вместе, а потом, услышав, как голодный кот громко мяукает, разбегаются кто куда. Такой сюжет можно придумать с разными персонажами. Дети двигаются и заодно закрепляют какие-то образы. Для детей такого возраста лучше всего, когда игра имеет один какой-то эпизод. Также, например можно подвигаться вместе с группой детей, обязательно переведя всё в игру. Предложите детям поиграть в зайчиков, встаньте перед ними и попросите повторять те прыжки, которые делаете Вы. Обязательно дожидайтесь, когда каждый ребёнок по возможности справится с необходимым движением.

Дети 4 -5 лет уже легче осваивают новые движения и усложнённые правила игры. Например, к традиционным простым играм можно добавить какие-то «запрещающие» элементы: бегать только до черты, нельзя забегать в определённое место и т. п.

Дети в возрасте около 6 лет очень любят, когда в спортивной игре присутствуют любимые персонажи сказок и мультфильмов. В этом возрасте детям можно предложить уже многие игры, например на меткость (бросить мяч в корзину) или на равновесие и фантазию (сделать интересную фигуру) и др. Нужно помнить, что коллективные игры со сложными правилами хуже даются детям дошкольного возраста. Лучше всего подобрать игру, когда участвует много детей, но при этом каждый ребёнок в игре отвечает только сам за себя, а не за команду.

свернуть

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЁНКА

Физические упражнения расширяют функциональные возможности организма ребёнка, оказывают тренирующее воздействие на развитие функциональных систем организма и личностных качеств, способствуя индивидуальному приспособлению к внешней среде.

Комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма называется дыхательной гимнастикой. В рамках дошкольного учреждения применяется для общего оздоровления  детей дошкольного возраста.

Дыхательная гимнастика — полезное и интересное занятие для детей. При помощи игры можно начать развитие органов дыхания с самого раннего возраста. Начиная с двух лет дети с радостью выполняют занятия, а для более старшего возраста отличной мотивацией станет улучшение показателей на физкультуре и в спортивных секциях. Развитие дыхательной системы и насыщение организма кислородом помогут укрепить здоровье ребенка.

Регулярное выполнение упражнений положительно влияет на многие функции организма.

Упражнения на дыхание способствуют профилактике простудных заболеваний и бронхитов, восстановлению после воспаления легких и укреплению иммунитета ребенка. Развитие дыхательной системы повышает выносливость организма во время физической активности и улучшает работу мозга.

При регулярном проведении занятий объем легких увеличивается и укрепляется дыхательная мускулатура. У людей, страдающих от бронхиальной астмы, снижается частота приступов.

Упражнения на дыхание насыщают клетки мозга ребенка кислородом — это помогает ему лучше запоминать информацию и активнее участвовать в учебном процессе.

Дыхательная гимнастика увеличивает объем легких, кровь насыщается кислородом, все органы и системы начинают работать более активно. Организм приходит в тонус.

Улучшается пищеварение. Происходят повышение нагрузки на мышцы живота, стимуляция диафрагмой органов брюшной полости, улучшается перистальтика кишечника, что обеспечивает хорошее пищеварение.

 Исчезают нервное напряжение, чувство тревоги и страха. Когда волнуетесь или испытываете стресс, обратите внимание на свое дыхание. Оно или поверхностное, очень частое или рывками. И «учащённый» пульс. Чтобы успокоиться, достаточно сделать равномерные медленные глубокие вдохи. Они посылают в мозг сигнал, что все хорошо, и снижают сердечный ритм.

 Глубокое дыхание перед сном расслабляет и может понижать давление. Исчезает бессонница.

Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.

Так как упражнения для детей младшего возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.

 !!! Очень полезно надувать мыльные пузыри и воздушные шарики, дуть на одуванчики и перышки. Это способствует развитию регулирования тонкого выхода.

Основные рекомендации по проведению для всех возрастных групп:

  • Занятия по дыхательной гимнастике бодрят организм, поэтому проводить их перед сном не желательно.
  • Выполнять упражнения на голодный желудок может быть опасно — возможны головокружения. При этом сразу после еды проводить гимнастику также не стоит, чтобы избежать проблем с пищеварением. Оптимальное время — через час после приема пищи.
  • Проведение гимнастики обязательно происходит на свежем воздухе. Если нет возможности выйти на улицу, необходимо хорошо проветрить помещение.В комнате, где проводятся занятия, не должно быть пыли, которую вдохнут дети.
  • Желательно, чтобы одежда была свободной и не сдавливала грудную клетку и живот.
  • Для детей возраста два-три года подойдет комплекс из одного-трех занятий, протяженностью не более 10-ти минут. В силу возрастных особенностей они не смогут заниматься дольше и могут отвлечься вскоре после начала выполнения. Начинать нужно с 1-2 минут в день. Нагрузка прибавляется раз в 2-3 дня по одной минуте.

Чтобы привлечь к выполнению дошкольников, следует проводить гимнастику в форме игры. Также можно предлагать детям понюхать цветы или угадать, какой запах появился в воздухе.

  • Тело во время занятий должно быть расслабленным, мышцы шеи, рук и груди не напряжены.
  • При вдохе и выдохе щеки не должны надуваться (исключением являются игровые упражнения для младшего возраста). За этим можно проследить, приложив к ним руки.
  • Ребёнок обязательно должен быть спокоен, не рассержен и не слишком игрив.
  • Нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы малыш не переусердствовал и вы всегда могли контролировать его состояние.
  • Во время занятий нельзя делать резких выдохов.
  • Плечи малыша должны оставаться в спокойном состоянии.

!!! Обязательно прекратите занятия, если:

  1. ребёнок часто дышит, резко побледнел или покраснел;
  2. малыш жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
  3. у ребёнка начали дрожать кисти рук.

У дыхательной гимнастики существуют противопоказания. Занятиями запрещено заниматься лицам, страдающим от порока сердца и во время острых воспалительных заболеваний легких и вирусных инфекций.

Занимайтесь дыхательной гимнастикой и будьте здоровы.

свернуть

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ СТОПЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Как и любое заболевание, плоскостопие легче предупредить, чем потом долгие годы заниматься лечением. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на развитии всего опорно-двигательного аппарата: изменяет положение таза, позвоночника, нарушает формирование правильной осанки, способствует развитию сколиоза и других сопутствующих заболеваний. Причины развития плоскостопия:

  • наследственная предрасположенность;
  • неправильно подобранная обувь;
  • малоподвижный образ жизни, приводящий к слабости мышц и связок стопы;
  • излишняя нагрузка на стопу вследствие избыточной массы тела или неблагоприятного воздействия слишком интенсивных беговых и прыжковых упражнений;
  • специфические заболевания (рахит, полиомеелит, ДЦП и др.) и травмы стопы (ушибы, повреждение мышц и связок и др.)

Недостаточное развитие мышц и связок стоп отрицательно сказывается на формировании основных видов движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и в дальнейшем может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата в целом, и свода стопы в частности, в дошкольном возрасте имеет огромное  значение.

Стопа ребенка состоит из мягких хрящевых тканей, которые легко деформируются под влиянием неблагоприятных внешних воздействий. Частичное формирование свода стопы (окостенение  суставов и связок) происходит к 7-8 годам, а окончательное – к 16 годам. Данный факт свидетельствует о том, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом не только для проведения профилактических мероприятий, но и для коррекции уже имеющихся отклонений опорно-двигательного аппарата. Так, например, мониторинг состояния здоровья наших воспитанников показывает, что диагнозы, связанные с нарушениями в развитии стопы у многих  детей снимаются уже через 2-3 года. В то же время наблюдается и отрицательная динамика в формировании стопы у детей, которые поступили в наш детский сад абсолютно здоровыми.

В дошкольном возрасте организм ребенка отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить выявленные врачами нарушения путем укрепления мышц и связок стоп. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования гигиенических и природно-оздоровительных факторов, а также и физических упражнений и массажа.

Гигиенические факторы включают гигиену обуви и правильный ее подбор; гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком.

Рекомендации по соблюдению гигиены обуви:

  1. обувь ребенка должна быть сделана преимущественно из натуральных материалов, внутри с супинатором, поднимающим свод стопы.
  2. подошва повседневной детской обуви – в меру жесткая, гибкая и имеет каблук (5-10 мм). Многие производители делают подошву очень жесткой, практически не гнущейся. Также вредно носить ребенку дома вязаные «бабушкины» тапочки или другую обувь, в которой отсутствует нормальная подошва. Совсем не детская обувь – шлепанцы, формируют некрасивую походку, и самое главное, повышают вероятность получения ребенком травм.
  3. обувь должна соответствовать форме и размеру стопы, быть удобной при носке, не сдавливать стопу, вызывая в ней нарушение кровообращения. В то же время стопа ребенка не должна «болтаться» в обуви.
  4. по весу обувь – максимально легкая, достаточно жесткая с хорошим задником, обеспечивающим фиксацию пятки и правильную постановку ноги при ходьбе.
  5. длина следа обуви больше стопы ребенка в носочной части примерно на 0,5-1 см.

Следует остановиться отдельно на спортивной обуви, наличие которой обязательно при проведении физкультурных занятий на улице и в зале. Исключение составляют занятия, включающие корригирующую гимнастику, элементы лечебной физкультуры, специальные физические, массажные упражнения для осанки, стопы, которые проводятся без обуви.

Гигиенические требования к спортивной обуви:

  • минимальная масса, натуральный, мягкий, дышащий материал верха и стельки предохраняет стопу от перегревания и потливости;
  • гибкая, нескользкая подошва обеспечивает безопасность двигательной деятельности;
  • наличие супинатора в стелечной поверхности подсводной части обуви создает амортизационные свойства при беге и прыжках, снижает ударную нагрузку на стопу и на опорно-двигательный аппарат в целом;
  • соответствие обуви размерам стопы, возможность свободного движения пальцев в носочной части, закрытая носочная и пяточная части придают устойчивое положение стопе. Обувь с открытым носом или пяткой не является спортивной.
  • надежная фиксация в голеностопном суставе до щиколотки или выше без сдавливания и ограничения движений, верх обуви полностью закрывает подъем стопы. Именно поэтому для занятий физическими упражнениями не подходит открытая в верхней части обувь типа «чешки», «балетки», даже если она на резиновой подошве, т.к. в должной мере не удерживает стопу и не защищает травм.

Современными производителями представлены разные модели спортивной обуви для детей дошкольного возраста. Как показывает практика, наиболее оптимальный вариант  - это полукеды, кеды на шнурках, липучках, застежках, соответствующие приведенным выше гигиеническим требованиям. Родителям следует знать, что спортивная обувь нужна ребенку только для физкультуры и вредна для повседневного ношения в группе или на улице. Тяжелая кроссовая обувь из синтетических материалов на громоздкой, негнущейся подошве, предназначена, как правило, для прогулок, а не для занятий физическими упражнениями. 

Природно-оздоровительные факторы включают хождение босиком и другие закаливающие процедуры для стоп.

Хождение босиком закаляет, стимулирует нервные окончания, находящиеся в стопе, положительно влияет на работу внутренних органов. Очень полезны для детей ходьба босиком в теплое время года по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.), в холодное время года – по искусственным грунтовым дорожкам  (емкости с промытой речной галькой). Не стоит впервые приучать ребенка к босохождению зимой, но весной и летом он вполне может бегать босиком по полу дома, по траве или песку на даче.

Закаливающие процедуры для стоп (обтирания стоп влажной салфеткой, контрастное обливание ног теплой и прохладной водой) проводятся в соответствии с индивидуальными особенностями детей и при отсутствии противопоказаний.

Специа

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Как и любое заболевание, плоскостопие легче предупредить, чем потом долгие годы заниматься лечением. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на развитии всего опорно-двигательного аппарата: изменяет положение таза, позвоночника, нарушает формирование правильной осанки, способствует развитию сколиоза и других сопутствующих заболеваний. Причины развития плоскостопия:

  • наследственная предрасположенность;
  • неправильно подобранная обувь;
  • малоподвижный образ жизни, приводящий к слабости мышц и связок стопы;
  • излишняя нагрузка на стопу вследствие избыточной массы тела или неблагоприятного воздействия слишком интенсивных беговых и прыжковых упражнений;
  • специфические заболевания (рахит, полиомеелит, ДЦП и др.) и травмы стопы (ушибы, повреждение мышц и связок и др.)

Недостаточное развитие мышц и связок стоп отрицательно сказывается на формировании основных видов движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и в дальнейшем может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата в целом, и свода стопы в частности, в дошкольном возрасте имеет огромное  значение.

Стопа ребенка состоит из мягких хрящевых тканей, которые легко деформируются под влиянием неблагоприятных внешних воздействий. Частичное формирование свода стопы (окостенение  суставов и связок) происходит к 7-8 годам, а окончательное – к 16 годам. Данный факт свидетельствует о том, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом не только для проведения профилактических мероприятий, но и для коррекции уже имеющихся отклонений опорно-двигательного аппарата. Так, например, мониторинг состояния здоровья наших воспитанников показывает, что диагнозы, связанные с нарушениями в развитии стопы у многих  детей снимаются уже через 2-3 года. В то же время наблюдается и отрицательная динамика в формировании стопы у детей, которые поступили в наш детский сад абсолютно здоровыми.

В дошкольном возрасте организм ребенка отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить выявленные врачами нарушения путем укрепления мышц и связок стоп. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования гигиенических и природно-оздоровительных факторов, а также и физических упражнений и массажа.

Гигиенические факторы включают гигиену обуви и правильный ее подбор; гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком.

Рекомендации по соблюдению гигиены обуви:

  1. обувь ребенка должна быть сделана преимущественно из натуральных материалов, внутри с супинатором, поднимающим свод стопы.
  2. подошва повседневной детской обуви – в меру жесткая, гибкая и имеет каблук (5-10 мм). Многие производители делают подошву очень жесткой, практически не гнущейся. Также вредно носить ребенку дома вязаные «бабушкины» тапочки или другую обувь, в которой отсутствует нормальная подошва. Совсем не детская обувь – шлепанцы, формируют некрасивую походку, и самое главное, повышают вероятность получения ребенком травм.
  3. обувь должна соответствовать форме и размеру стопы, быть удобной при носке, не сдавливать стопу, вызывая в ней нарушение кровообращения. В то же время стопа ребенка не должна «болтаться» в обуви.
  4. по весу обувь – максимально легкая, достаточно жесткая с хорошим задником, обеспечивающим фиксацию пятки и правильную постановку ноги при ходьбе.
  5. длина следа обуви больше стопы ребенка в носочной части примерно на 0,5-1 см.

Следует остановиться отдельно на спортивной обуви, наличие которой обязательно при проведении физкультурных занятий на улице и в зале. Исключение составляют занятия, включающие корригирующую гимнастику, элементы лечебной физкультуры, специальные физические, массажные упражнения для осанки, стопы, которые проводятся без обуви.

Гигиенические требования к спортивной обуви:

  • минимальная масса, натуральный, мягкий, дышащий материал верха и стельки предохраняет стопу от перегревания и потливости;
  • гибкая, нескользкая подошва обеспечивает безопасность двигательной деятельности;
  • наличие супинатора в стелечной поверхности подсводной части обуви создает амортизационные свойства при беге и прыжках, снижает ударную нагрузку на стопу и на опорно-двигательный аппарат в целом;
  • соответствие обуви размерам стопы, возможность свободного движения пальцев в носочной части, закрытая носочная и пяточная части придают устойчивое положение стопе. Обувь с открытым носом или пяткой не является спортивной.
  • надежная фиксация в голеностопном суставе до щиколотки или выше без сдавливания и ограничения движений, верх обуви полностью закрывает подъем стопы. Именно поэтому для занятий физическими упражнениями не подходит открытая в верхней части обувь типа «чешки», «балетки», даже если она на резиновой подошве, т.к. в должной мере не удерживает стопу и не защищает травм.

Современными производителями представлены разные модели спортивной обуви для детей дошкольного возраста. Как показывает практика, наиболее оптимальный вариант  - это полукеды, кеды на шнурках, липучках, застежках, соответствующие приведенным выше гигиеническим требованиям. Родителям следует знать, что спортивная обувь нужна ребенку только для физкультуры и вредна для повседневного ношения в группе или на улице. Тяжелая кроссовая обувь из синтетических материалов на громоздкой, негнущейся подошве, предназначена, как правило, для прогулок, а не для занятий физическими упражнениями. 

Природно-оздоровительные факторы включают хождение босиком и другие закаливающие процедуры для стоп.

Хождение босиком закаляет, стимулирует нервные окончания, находящиеся в стопе, положительно влияет на работу внутренних органов. Очень полезны для детей ходьба босиком в теплое время года по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.), в холодное время года – по искусственным грунтовым дорожкам  (емкости с промытой речной галькой). Не стоит впервые приучать ребенка к босохождению зимой, но весной и летом он вполне может бегать босиком по полу дома, по траве или песку на даче.

Закаливающие процедуры для стоп (обтирания стоп влажной салфеткой, контрастное обливание ног теплой и прохладной водой) проводятся в соответствии с индивидуальными особенностями детей и при отсутствии противопоказаний.

Специальные комплексы физических упражнений, направленные на укрепление мышц голеностопа, дают наибольший эффект в сочетании массажем, гигиеническими и природно-оздоровительными факторами. К ним относятся:

  • ходьба на носках, на пятках с изменением положения рук;
  • захватывание и поднимание пальцами стоп мелких предметов, захватывание и поднимание стопами малого мяча, предметов (ленточек, мячей, игрушек и др.) и перемещение их в другое место;
  • сгибание-разгибание пальцев ног, сведение-разведение пяток и носков; круговые движения стопами внутрь и наружу в разных исходных положениях (сидя, лежа на спине, животе).

Очень полезно в домашних условиях выполнять следующие массажные упражнения:

  1. «Камни на сковородке». Понадобятся 1-1,5 кг плоских морских или речных камней, помещенных в емкость с низкими бортиками (подойдет обычная чугунная сковородка). Сковородка храниться под ванной, никому не мешает, но каждое утро она достается и помещается возле умывальника. Ребенок в процессе умывания, чистки зубов стоит не на полу, а на сковородке. Но не просто стоит, а переступает, «топчется» с ноги на ногу, перекатывается с пяток на носки. Подошвы стоп получают полезный массаж, за счет которого тонизируются и внутренние органы.
  2. «Камешек в колечко». Ребенок сидит на полу, перед ним лежит 4 кольца (диаметр 20-30 см) и 4 плоских камешка. Пальцами ног нужно разложить камешки по кольцам.
  3. «Самомассаж». Хождение по массажным коврикам, самомассаж стопы массажными мячиками и специальными массажерами.

Таким образом, комплексное использование не только в детском саду, но и дома гигиенических и природно-оздоровительных факторов, а также и физических упражнений и массажа позволит укрепить свод стопы у наших воспитанников, осуществить профилактику плоскостопия.

 

Н.Э. Власенко

льные комплексы физических упражнений, направленные на укрепление мышц голеностопа, дают наибольший эффект в сочетании массажем, гигиеническими и природно-оздоровительными факторами. К ним относятся:

  • ходьба на носках, на пятках с изменением положения рук;
  • захватывание и поднимание пальцами стоп мелких предметов, захватывание и поднимание стопами малого мяча, предметов (ленточек, мячей, игрушек и др.) и перемещение их в другое место;
  • сгибание-разгибание пальцев ног, сведение-разведение пяток и носков; круговые движения стопами внутрь и наружу в разных исходных положениях (сидя, лежа на спине, животе).

Очень полезно в домашних условиях выполнять следующие массажные упражнения:

  1. «Камни на сковородке». Понадобятся 1-1,5 кг плоских морских или речных камней, помещенных в емкость с низкими бортиками (подойдет обычная чугунная сковородка). Сковородка храниться под ванной, никому не мешает, но каждое утро она достается и помещается возле умывальника. Ребенок в процессе умывания, чистки зубов стоит не на полу, а на сковородке. Но не просто стоит, а переступает, «топчется» с ноги на ногу, перекатывается с пяток на носки. Подошвы стоп получают полезный массаж, за счет которого тонизируются и внутренние органы.
  2. «Камешек в колечко». Ребенок сидит на полу, перед ним лежит 4 кольца (диаметр 20-30 см) и 4 плоских камешка. Пальцами ног нужно разложить камешки по кольцам.
  3. «Самомассаж». Хождение по массажным коврикам, самомассаж стопы массажными мячиками и специальными массажерами.

Таким образом, комплексное использование не только в детском саду, но и дома гигиенических и природно-оздоровительных факторов, а также и физических упражнений и массажа позволит укрепить свод стопы у наших воспитанников, осуществить профилактику плоскостопия.

 

Н.Э. Власенко

свернуть

Обучение детей плаванию

Малышам 2-3 лет достаточно купания с надувными игрушками под присмотром родителей и с их активным участием в игровом процессе. Малышам полезно просто играть в воде, получая пользу и удовольствие от водных процедур. Даже если у ребенка имеется определённый талант к плаванию – не спешите учить его плавать «как следует» - он вряд ли будет этому рад.

В возрасте 4-5 лет уже можно научить ребенка лежать на воде (на спине), познакомить его с физическими качествами воды (что вода сопротивляется движению наших рук и ног, что на вдохе человек плавает, а на выдохе опускается под воду, что при горизонтальном положении тела человек лучше держится на воде, а в вертикальном - хуже и т. д.). А вот если дети уже в этом возрасте проявляют активный интерес и способности к обучению плаванию, их стоит обучать самым простым элементам плавания, но показывать ребёнку какие-то определённые стили плавания, всё же не стоит. Знакомство с техникой плавания лучше доверить тренеру.

Ваш ребенок достиг 6-7 лет? Это самый благоприятный возраст для обучения плаванию. Теперь он уже в состоянии понимать, что от него хочет инструктор, ведь без этого невозможно добиться нужного результата. У ребенка должно возникнуть так называемое "чувство воды".

 

Стили плавания – с чего начать?

В том, с какого именно вида плавания следует обучать детей плавать, нет согласного мнения даже у специалистов: одни считают, что начинать надо с кроля, другие, что с браса. Впрочем, решение этого вопроса тоже лучше доверить специалистам. Если же вы вовсе не планируете отдавать сына или дочь в спортивную секцию, то лучшим результатом «домашних» уроков плавания можно считать умение ребёнка легко держаться и передвигаться в воде (пусть даже неизвестным науке стилем плавания), безбоязненно нырять, правильно распределяя дыхание и, главное, получать большое удовольствие от самого процесса.

свернуть

Советы по формированию правильной осанки у ребенка

 

Памятка для родителей

Советы по формированию правильной осанки у ребенка

Правильная осанка – это симметричное положение частей тела относительно позвоночника. Осанка является индикатором здоровья ребенка. Правильная осанка не бывает врожденной. Ее формирование происходит в течение всего периода роста и развития организма.

 

  • Наиболее ответственный период для формирования осанки

от 4 до 10 лет

 

Что нужно делать при формировании правильной осанки у ребенка:

 

  • Укреплять мышечный корсет (мышцы, окружающие позвоночник) специальными комплексами физических упражнений).
  • Развивать силу мышц спины, живота и бедер, неравномерное развитие которых изменяет тягу, определяющую вертикальное положение позвоночника.
  • Формировать рефлекс правильной позы посредством упражнений в равновесии с удержанием и перемещением тела на уменьшенной площади опоры (ходьба по бордюрам, стойка на одной ноге, перешагивания через возвышение, стойка на возвышении и др.).
  • Подбирать ребенку мебель но росту.
  • Покупать удобную, не стесняющую движений одежду и обувь.

 

Что не нужно делать ребенку с целью предупреждения нарушения осанки:

 

  • Спать на раскладушках или других прогибающихся поверхностях.
  • Спать с высокой подушкой.
  • Сидеть за столом согнувшись, низко склонив голову.
  • Читать и рисовать, лежа на боку.
  • Спать на боку, свернувшись «калачиком», подтянув ноги к животу.
  • Носить неудобную или излишне теплую одежду и обувь.
  • Носить тяжелую одежду с узкими рукавами.
  • Носить обувь без каблука или задника, на негнущейся подошве либо несоответствующую размеру ноги.

 

 Власенко Н.Э.,

osanka

 

свернуть
поделиться в: